22 марта 2011 года Родиону Азархину исполнилось бы 80 лет
«Паганини» школ не создают. Они разрушают традиции и толкают инертных
сползать с «насиженных мест», но школ не создают. Больше того, тревожа
традиции, норовят вывалиться — по крайней мере поначалу — из взрастившей
его школы и в итоге с чувством неприкаянности несут крест
обольстительного самообмана «и один в поле воин».
Таков в своей основе феномена был и наш Эрик Азархин (да, во всех
консерваторских анкетах он фигурировал как Эрик, в то же время его мама
в своей анкете от 1947г. называет сына Родионом и год рождения указывает
1932-й, хотя по его анкетам он 1931-го года рождения 22-го марта).
Путь его к контрабасу классический — через виолончель. В военном
Ташкенте, куда он попадает вместе с матерью из родного Харькова, было
у кого осваивать музыкальные ремёсла. У ленинградских педагогов оба
и обучились, мать к тому же пела в джазе Варса (позднее — артистка
Ленинградской Государственной эстрады; её материнской заботой Эрик
не был избалован). С возвращением в 1944г. ленинградской консерватории
домой Азархины обосновываются здесь. Он на полном государственном
обеспечении обучается в музыкальной школе при консерватории игре
на контрабасе у Сергея Буяновского и Петра Вейнблата, а затем
в консерватории — у самого Михаила Курбатова, которую и заканчивает в 1954-ом году. Замечательны и неповторимы были годы те для класса (тогда доцента) Курбатова... В том же 54-ом
другой питомец Курбатова Рувим (Рома) Вайспапир, также прошедший через
военный Ташкент, по настойчивой рекомендации учителя продолжает у него
своё совершенствование; доучивается Роберт Карапетьянц и определяется
Эрнст Иоффе; вот — вот определятся (уже к профессору) Евгений Левинзон
и Сергей Акопов; пройдёт через горнило поздних курбатовских прозрений
и Александр Шило.
Общего языка с учителем, по всей вероятности, Азархин не имел,
уж очень несовпадающи были их психогенетические орбиты. Один —
аристократ по природе (не по рождению, но по мистической Природе)
с манерами, раз и навсегда убеждающими окружающих в непререкаемости его
учительского статуса, который и действительно был божьим даром у него,
и Евгений Мравинский это знал и ценил — и то же время как личность
социально маргинальная, испытавшая на себе советский кнут, был
он человеком «в себе», человеком — сфинксом, и уже с печатью грядущей
усталости (а ведь ко времени определения к нему Азархина ему не было и 44-х).
Другой — ученик блестящий по всем статьям, сталинский стипендиат
с печатью «исключительно целеустремлённого и серьёзного музыканта»,
поистине достойного полного государственного обеспечения, к тому же
с проблесками яркой незаурядности — но и не однозначности в своих
художнических устремлениях, в которых усматривалась тяга к виртуозности
и «виолончельности». Так что продолжение их общения не состоялось,
и углубление в музыкально — культурные премудрости Азархиным завершилось
уже в Москве в классе замечательного виолончелиста С.Н. Кнушевицкого,
ученика и верного последователя С.М. Козолупова, выходца из класса А.В.
Вержбиловича Петербургской Консерватории (вряд ли Семёну Матвеевичу,
входившему в 1935 году на Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей
в жюри в качестве представителя кафедры виолончели и контрабаса
Московской консерватории, могло понравиться звучание инструмента
ленинградского конкурсанта Курбатова — звучание с подлинно контрабасовым
тембром).
Конечно, не был Азархин музыкантом из оркестра (хоть и отработал в них не менее 35-лет),
да и к ансамблевой игре тяги не было — он солист, индивидуальное начало
было в нём руководящим. И надо сказать, оно прекрасно подкреплялось его
уникальным техническим аппаратом: такая левая рука была только у него,
то были щупальцы осьминога; его смычок мог быть только у него — столь
утяжелённый и столь подвижный. «В то время его уровня никто не мог
достигнуть» — по признанию Иоффе. Когда у Марии Юдиной созрело желание
сыграть контрабасовую сонату П. Хиндемита, то для неё не было сомнений —
с кем, конечно же, с Азархиным.
И так, несмотря на традиционную отчуждённость московской
контрабасовой братии в отношении ленинградских коллег, Азархину
удалось — таки вписаться в московскую среду (разумеется, в той мере
насколько его характер позволял ему это сделать). В столичном городе его
талант, без сомнения, смог раскрыться с большей полнотой, нежели это
можно было предположить в периферийном. Работа на месте 2-го
концертмейстера в оркестре Иванова — Светланова; систематические, как
ни у кого, сольные выступления — и не только в Москве (вот только
Ленинград его почти не знал); шквальный размах переложений для
контрабаса и компонирование оригинальных пьес (одна из них, «Ретро»
с посвящением апостолу всех виртуозов Никколо Паганини, исполнена была
автором в последнем его концерте в 1983г. — скончался Азархин 26 марта
2007года); концертные и студийные записи на Мелодии и CBS — такова
в общих чертах панорама его исполнительской и творческой деятельности.
Преуспевающий контрабасист — явление почти нереальное в нашей
отечественной действительности, но Азархин был таковым. И всё же,
а может быть именно потому, крепла со временем в нём трагическая нотка,
и не из неё ли исходила его неудавшаяся попытка в 70-х
годах закрепиться в оркестре Мравинского? И не нужно думать, что
в Родионе Михайловиче Азархине, человеке с московской пропиской,
атрофировано было осознание себя Эриком с Матвеева переулка. И пусть
он не был из тех, кто ценит «золотую середину», не могло в нём не жить
осознание своей корневой принадлежности к Школе, что шла от Василия
Жданова — Вацлава Беха через её корифеев Сергея Буяновского и Петра
Вейнблата, учителей его, и земляка знаменитого Михаила Кравченко —
к учителю — сфинксу Михаилу Курбатову и к нему, к Азархину.
Петербургская контрабасовая школа в нынешнем её обличии — тот
феномен, жизнеспособность которого обусловлена, с одной стороны,
устойчивостью традиций, с другой — стремлением её ведущих мастеров
вырваться из регионального неведения.
|